11 июля 2013
“Когда она пела, класс переполняло чувство умиротворения, которое ощущалось как легкий, теплый ветерок. Голос ее был сильным и ярким, легким и свободным, и заставил меня забыть о моих проблемах.” Эмоции такого рода редко возникают в жарком, душном классе университета, находящегося в центре оживленного города. Тем не менее, это именно то, что испытала студентка Гульзира Камытжанова, слушая, как играет на национальном кыргызском инструменте, комузе, ее преподаватель, доктор Эльмира Кочумкулова, на занятии по "Центральноазиатской музыке" – принципиально новому курсу, предлагаемому АУЦА и УЦА.
Пятнадцатинедельный курс, по окончании которого слушатели получают сертификат, основан на пилотном издании учебника "Музыка в Центральной Азии: Введение", вышедшего в рамках публикации "Серия книг культурного наследия" УЦА под редакцией старших научных сотрудников – доктора Кочумкуловой и доктора Теодора Левина, который также является старшим консультантом проекта "Инициатива Ага Хана в области музыкального творчества в Центральной Азии" (AKMI). Данный учебник является результатом совместной инициативы УЦА и AKMI, и предлагает исчерпывающее интерактивное этнографическое исследование богатых и разнообразных музыкальных традиций Центральной Азии. Учебник и преподаваемый по нему курс являются частью серии мероприятий УЦА, направленных на содействие различным народам Средней Азии в сохранении и использовании своих богатых культурных традиций и наследия в качестве будущего достояния.
Данный курс проводился с сентября 2012 года по апрель 2013 года для учащихся УЦА в рамках Проекта Ага Хана в области гуманитарных наук в Душанбе, в Американском университете в Центральной Азии в Бишкеке, и в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы в Алматы научными сотрудниками УЦА – доктором Уиллом Сумицем, доктором Кочумкуловой и доктором Саидой Даукеевой, соответственно. Доктор Левин, соредактор, также использовал этот учебник в рамках своего курса "Музыка Центральной Азии и Ближнего Востока" в Дартмутском колледже в США.
Курс включал в себя региональный обзор, за которым следовал ряд этнографических исследований, посвященных конкретным музыкальным репертуарам, жанрам, стилям, музыкальным инструментам и музыкантам двух отличных друг от друга социально-культурных сфер, симбиотические отношения между которыми сформировали историю Центральной Азии – кочевого мира и мира оседлых жителей. В рамках курса также рассматривалась музыка в контексте иных аспектов культуры и социальной жизни. "Музыка и особые моменты в жизни людей всегда были связаны между собой" – говорит доктор Кочумкулова, составившая главы учебника, посвященные роли музыки в социальных традициях кыргызского народа – таких как похоронные обряды и поминальные торжества. Студенты изучали влияние глобализации на центральноазиатскую музыку через призму слияния и гибридности музыкальных стилей, сообществ диаспор и инициатив культурного возрождения.
"Поскольку музыка находится в непрерывном движении, постоянно развиваясь и изменяясь, уловить и изложить эту динамику в учебнике весьма непросто" – говорит соредактор, доктор Левин. Для решения этой задачи в центр учебника помещена музыка, включая 130 аудио- и видеозаписей, которые затем обрастают текстом. Соня Крамер – дизайнер мирового класса, ранее сотрудничавшая с AKMI в рамках разработки для CD-DVD антологии "Музыка Центральной Азии" в десяти частях, которая была издана звукозаписывающей компанией "Smithsonian Folkways Recordings" – объединила в учебнике различные материалы: повествовательный текст, транскрипции песен, выноски, фотографии и вопросы для исследований, и, таким образом, оживила его. Динамизм учебника нашел отражение в курсе, которым предусмотрены еженедельные чтения, групповые дискуссии и критический разбор живых и записанных выступлений.
"На наше занятие пришли приглашенные музыканты, давая студентам возможность услышать музыку в более личном и интимном контексте. Студенты сами могли непосредственно взаимодействовать с приглашенными музыкантами и задавать им любые вопросы. Это был уникальный опыт, который обеспечил мощное воздействие, сильно повлиявшее на студентов и их представления о традиционной музыке и музыкантах" – говорит доктор Сумиц, который преподает этот курс и поддерживает музыкальные программы AKMI в Таджикистане. Студенты также посещали концерты. "Посещение концертов и знакомство с разнообразными музыкальными выступлениями помогло мне осознать, что музыка составляет значительную часть культуры и жизни народов Центральной Азии" – говорит студентка Жибек Токтокожоева.
В рамках курса поощрялось установление учащимися личных связей с изучаемыми ими музыкальными традициями. "Для меня очень важно, что мои студенты знакомятся – и формируют свое собственное мнение – с многочисленными музыкальными традициями Центральной Азии, со многими из которых они сталкиваются впервые" – говорит доктор Кочумкулова, исполнившая для своего класса музыкальную композицию на комузе. Ее выступление оказалось поучительным для многих студентов. "Воспринимая доктора Кочумкулову в качестве научного авторитета по данной тематике, я не осознавала, что музыка настолько важна для нее. Я думала, что она относится к музыке, как к учебному предмету, но в своем выступлении она описала то, каким сакральным смыслом обладает для нее музыка, и насколько большое для нее значение она имеет" – говорит студентка Гульзира Камытжанова. Для ее однокурсницы, Елены Воробей, данный учебный опыт также обрел более личный характер: "Нам выпала возможность написать изложение о музыкальных постановках, что заставило меня разобраться в том, почему каждое выступление вызвало у меня определенные чувства и мысли."
Особую ценность представляло то, каким образом курс был сосредоточен на музыке, как узле, который связывает воедино представителей различных культур. Состоя из статей, написанных 21 ученым из Центральной Азии, Европы и Америки, учебник и курс объединили в себе как «инсайдерские», так и «аутсайдерские» точки зрения на музыку и культуру региона. "Нашей целью было представить разные точки зрения и различные музыкальные стили, а также показать их ценность" – говорит доктор Левин. Доктор Сумиц добавляет: "Развитие умения разбираться в традиционной музыке из всех стран как живой форме искусства способствовало разрушению национальных, культурных, географических и языковых границ, и поощряло космополитическую точку зрения, что позволило студентам кроме своих собственных музыкальных традиций оценить и региональные традиции."
Для доктора Даукеевой, заведующей фольклорной лабораторией Казахской национальной консерватории имени Курмангазы в Алматы, показалась весьма интересной возможность преподавания такого курса в Казахстане: "Этот учебник является просто фантастическим учебным материалом. Вне всякого сомнения, он послужит незаменимым проводником по музыке Центральной Азии для студентов со всего мира." Одна из ее студенток, Гульшан Сарымсакова, также считает учебник бесценным ресурсом знаний о центральноазиатской музыке: "Я почерпнула глубокие знания из этого учебника, поскольку он помог мне расширить мой мировоззрение и знания о музыке в Центральной Азии. Он также вдохновил меня на сочинение новой музыки, чего я никак не ожидала от университетского курса."
Учебник и курс будут пересмотрены и доработаны с учетом отзывов студентов и преподавателей, и будут предложены для широкого преподавания по всему региону и за его пределами. В учебник вводятся несколько дополнительных глав с целью расширения его содержания. Предварительные отзывы свидетельствуют о том, что учащиеся пробного курса получили отличные фундаментальные знания о музыке Центральной Азии. Однако, возможно, еще более впечатляющим является то, что курс предоставил возможность соединить эти знания с их собственными эмоциями, увлечениями и наследием.
Истории по теме:
Публикации Университета Центральной Азии:Серия книг культурного наследия: http://www.ucentralasia.org/downloads/UCA-Publications-Flyer-Rus.pdf