Ученые Колледжа Бард Джонатан Бекер и Зарлашт Сармаст опубликовали статью о гражданской активности и вынужденных переселенцах
13 октября 2025
Вице-президент по академическим вопросам и профессор политологии Колледжа Бард, бывший президент АУЦА Джонатан Бекер, и выпускница АУЦА Зарлашт Сармаст, координатор сети гражданской активности Колледжа Бард и Глобального альянса высшего образования XXI века (GHEA21), опубликовали статью, в которой переосмысляют роль вынужденных переселенцев и студентов-беженцев как важных потенциальных участников гражданской жизни.
Статья, опубликованная в журнале Internationalisation of Higher Education – Policy and Practice, подчёркивает, что университеты и международные организации должны рассматривать студентов-беженцев не как бремя, а как активных участников, чья гражданская деятельность соединяет культуры и укрепляет демократические ценности. Опираясь на обширные опросы и глубокие интервью с вынужденно перемещёнными и беженцами, преимущественно из Афганистана, Мьянмы и Палестины, Бекер и Сармаст утверждают, что участие в проектах гражданской активности благотворно влияет на чувство личной эффективности, связанности с обществом, психосоциальное здоровье, а также на академическое и профессиональное развитие студентов, помогая им лучше интегрироваться и вносить вклад в жизнь новых сообществ, где они поселились.
«Создавая возможности для гражданской активности, образовательные учреждения помогают студентам перейти от выживания к участию и вкладу. Этот сдвиг приносит пользу как самим студентам, так и обществу, в которое они входят, превращая вынужденное переселение в источник коллективной устойчивости и инноваций», – отмечает Сармаст
Одна из студенток из Афганистана, получившая возможность обучения в США благодаря Программе академических стипендий Катара, реализуемую при поддержке Education Above All и Института международного образования, рассказала, что по приезде в США «не могла избавиться от ощущения, что я здесь чужая». Однако участие в гражданских проектах помогло ей преодолеть это чувство и обрести связь с обществом. «Гражданская активность изменила мою жизнь так, как я и представить не могла, – поделилась она. – Она дала мне платформу, чтобы говорить о проблемах моей общины и помогла сохранить связь с моими корнями, даже находясь далеко от дома. Благодаря этой работе я обрела не только цель, но и чувство принадлежности».
Студент из народа рохинджа из Мьянмы, который во время вынужденного пребывания в Бангладеш участвовал в образовательных проектах для молодёжи рохинджа, выразил схожие чувства: «Через участие и активизм я сохраняю глубокую связь со своим сообществом и остаюсь преданным его развитию».
Бекер отметил: «Благодаря нашей многолетней работе со студентами-беженцами как на основном кампусе в Нью-Йорке, так и в наших партнёрских университетах, таких как Американский университет в Центральной Азии в Бишкеке (Кыргызстан), мы смогли показать, что эти студенты невероятно талантливы и изобретательны. Поддержка их гражданских инициатив — будь то в родных сообществах или в новых — помогает им обрести чувство самостоятельности, адаптироваться и развиваться».
Авторы статьи также призывают Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) усиливать вовлечение беженцев в гражданскую деятельность в рамках стратегии, направленной на то, чтобы к 2030 году 15% беженцев имели доступ к высшему образованию.