22 февраля 2013
- Расскажите немного о себе. Где Вы учились, где работали до АУЦА? Какими проектами занимались?
Я родилась в г.Кант, в Чуйской области, который был известен своим сахарным заводом и школой №1, в которой преподавали такие талантливые учителя как Ольга Валентиновна Бурдина, Ильяс Юсупович Шиваза, Валентина Дмитриевна Отюцкая. Не меньший вклад в мое образование и будущее внесли мои родители. Они всячески поддерживали такие мои детские и юношеские увлечения, как писать стихи, играть в шахматы, устраивать капустники, петь советские шлягеры, импровизировать исторические сюжеты. С этим багажом я поступила на исторический факультет, и там помимо общественной деятельности меня увлекла научная работа. Работать с историческими источниками, копаться в архиве, сравнивать данные, участвовать в научных конференциях не только в республике, но и в Москве, Минске, Санкт-Петербурге – говоря языком современности, было для меня настоящим DRIVE’ом. После его окончания я работала в школе, затем в КНУ им. Ж. Баласагына. В 2000 г. защитила кандидатскую диссертацию, а в 2009 докторскую,и, безусловно, все эти научные степени, прежде всего, были открытиями незнакомых мне исторических событий, личностей, фактов и деталей.
Свою жизнь преподавателя я сопрягаю с жизнью проектного директора и менеджера. С 2000 года я руковожу республиканской неправительственной организацией «Центр музейных инициатив».Обучение музейных менеджеров, реставрация и консервация Шах-Фазл, мусульманского памятника 11 века, изучение биокультурного разнообразия Нарынской области – эти и другие проекты мне дали возможность лучше узнать культурное материальное богатство и неисчерпаемое духовное наследие кыргызов, одного из древнейших и красивейших этносов мира.
Я являюсь членом Комиссии по изучению истории Кыргызстана при Президенте КР, членом Диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций Национальной академии Наук КР, и научным руководителем соискателей.
Стажировалась по программе Фулбрайта госдепартамента США, грантер программ OSI - CARI, CARTI,CDC. Автор 2 монографий, и более 20 научных статей.
- Как долго Вы преподаете в АУЦА?
С 2006 года.
-Почему АУЦА а не другой университет?
До АУЦА я работала деканом, а затем завкафедрой в КГУ им. И. Арабаева. Работа была в основном административная и бюрократическая. Когда в 2006 году была приглашена работать в АУЦА, то очень обрадовалась. И с тех пор безмерно благодарна Аллаху и своим коллегам за то, что являюсь частью современного и динамичного университета, который, без сомнения, входит в тройку лучших университетов Центральной Азии. Мне нравятся слова компьютерного гения 21 столетия Стива Джобса «Быть мягким с людьми — не моя работа. Моя работа — делать их лучше». АУЦА дает возможности и прилагает огромные усилия, чтобы его преподаватели и студенты стали лучше и сильнее как в человеческом, так и в образовательно-профессиональном измерении.
-Какие курсы Вы преподаете?
Историю Кыргызстана, Историю Центральной Азии, Антропологию Родства, Народы и культуры Центральной Азии.
-Антропология – довольно редкая профессия. Какую работу по данному профилю можно найти у нас в стране?
На рынке труда антропологи смогут себя найти в таких учреждениях и организациях, как международные организации, университеты, посольства. К примеру, наши выпускники работают в Посольстве США в КР, АЙРЕКС, АКСЕЛС, международных культурных проектах. Безусловно, рынок труда в республике и регионе не всегда предлагает высокооплачиваемые позиции, связанные с этой профессией. Но в мире антропологи одни из успешных профессионалов и такие глобальные проблемы человечества как социальное планирование, миграционная политика,нацменьшинства, борьба с бедностью, общественное развитие и др. не обходятся без них. К примеру, директором Международного валютного фонда является Джим Ен Ким, антрополог по образованию, а книги антрополога Карлоса Кастенеды перевернули сознание не одного поколения читателей.
- Студенты АУЦА - какие они? Чем отличаются от студентов других ВУЗов?
Известный математик Пифагор как-то сказал такие слова: «Просыпаясь утром, спроси себя: "Что я должен делать?". Вечером, прежде чем заснуть: "Что я сделал?" Большинство наших студентов следуют словам Пифагора – они деятельны, активны и прагматичны. Инициатива и эвристические идеи у некоторых из них – не хуже идей Билла Гейтса, сострадательность и отзывчивость не меньше чем у матери Терезы, а гибкость ума и коммуникационные качества вполне как у великих дипломатов и политиков. Я верю, что эти качества наших студентов, а в будущем наших выпускников, непременно станут залогом процветания стран Центральной Азии, свободных от коррупции, несправедливости и клановых войн.
- Что бы Вы посоветовали потенциальным студентам Антропологии? Что нужно для того, чтобы поступить на данный факультет?
Перефразируя слова выдающегося мыслителя 11 века Жусупа Баласагына «Познание - море без края и дна», антропология действительно наука – без края и дна. В мире много неизведанного и непознанного о человеке, его культуре, языке, привычках, традициях, и, потому, поступив на наш факультет, студенты обязательно откроют для себя новые знания и навыки. У них есть уникальная возможность выезжать в другие страны на археологические раскопки и этнографические экспедиции. Также престижные университеты и научно-исследовательские институты США и Европы желают видеть в своих стенах аспирантов и соискателей из нашего региона, которые являются носителями необыкновенно богатой и разнообразной культуры Центральной Азии.