26 апреля 2021
Мы продолжаем серию публикаций, приуроченных ко Всемирному дню книги и авторского права. Сегодня своими мыслями делится преподаватель Инновационного колледжа АУЦА, лектор, автор нескольких книг, ряда исследовательских работ, тренер-консультант, колумнист Елена Воронина.
– О том, как рождается писательский труд, рассказывали многие и много. Вспомнить хотя бы Аристотеля и его последователей более поздних эпох: Пропп, Веселовский, Томашевский, Лотман, Жирмунский. Ну, и, конечно, Кэмпбелл, Макки, мои любимые Умберто Эко, Владимир Набоков, Иосиф Бродский. Читать этих людей для любого начинающего автора – дело обязательное. Поэтому на фоне этих имен давать какие-то рекомендации, советы, на мой взгляд, будет неумно, примитивно.
В моей профессиональной жизни, когда я совмещаю несколько специальностей, было много писательской практики. Начиная от авторских публицистических текстов, редакторской работой, колумнистикой и завершая написанием монографий, исследований, методических пособий. Я была по обеим сторонам писательского труда – и автором, и редактором. Это колоссальный опыт работы со словом, с авторами, рецензентами, издателями. Это сложный труд вычитки текстов.
Мне повезло разрабатывать методические пособия для вузов в команде с большими профессионалами в своем деле, проводить исследования в партнерстве с известными аналитиками-исследователями. Вы не представляете, как приятно держать в руках только что вышедший из печати сигнальный экземпляр новой книги, нового исследования, нового пособия. Выход в печать статьи в газете или журнале и выход книги – это не одно и то же. Когда-то, будучи студенткой я радовалась своим первым статьям в газетах «Слово Кыргызстана», «Вечерний Бишкек», ножницами вырезала, складывала в специальную папку. Со временем таких публикаций стало больше, желание замечать, отслеживать, архивировать уже пропало. А с приходом цифрового времени, когда следы любого своего печатного материала можно отыскать в Интернете, совершенно отпало.
Так как последние десять лет моя жизнь связана с преподавательской, просветительской деятельностью, то и большинство публикаций направлены на студентов, участников интерактивных тренингов, начинающих специалистов, журналистов.
Для меня чтение это образ жизни. Я не представляю свою жизнь без книг. Книга была со мной всегда - в моем детстве, юности. Мне сложно представить дом без книг, без домашней библиотеки. Потому что я выросла в доме с книгами. Я помню, с каким трепетом передавались старые книги из бабушкиной ленинградской квартиры. Я помню, как мои родители из каждой заграничной поездки привозили книги нам с сестрой. Я помню времена, когда книги были в дефиците, когда за талон, который давали за сдачу макулатуры, родители занимали с утра очередь в книжный магазин, чтобы удалось приобрести на талон томик Виктора Гюго или О Генри. Привычка покупать книги, собирать и читать их передалась и мне. Я тоже из любой поездки привожу много книг, намного больше, чем вещей, сувениров. Я сумасшедшая. У меня были случаи, когда за перевес багажа приходилось дополнительно платить, потому что достаточно много книг было в моих чемоданах.
Без книг, культуры чтения невозможно умное, цивилизованное и гармоничное общество. Отношение к книге является отражением общества. И чтение, на мой взгляд, не может быть легким занятием. Чтению книг нужно учить. И когда мне задают вопрос как научить ребенка читать, научить любить читать книгу, я отвечаю - начните с себя, уважаемые родители. Покажите своим примером. Читайте вместе со своим ребенком, устраивайте семейные чтения. И второе. Чтение — это не прогулка за городом, во время которой случайно, то там, то сям, собирались лютики-цветочки поэзии, выросшей из навоза. Чтение — это подход к тексту как к единому живому и многоуровневому организму. А оно требует соответствующих умений. И любви. Большой любви к книге!