22 апреля 2020
О том, как проходит онлайн-обучение, рассказывает ассоциированный профессор программы «Экономика», PhD Людмила Констанц:
- Онлайн-образование не является чем-то совсем новым в АУЦА. Наши преподаватели и раньше использовали самые различные платформы для поддержания постоянной связи со студентами, в том числе в ситуациях, когда преподаватели или студенты находятся вне университета, например, на конференциях. В новых же условиях, когда вся республика «села» на интернет, естественно пришлось «усиливать» доступные технологии поддержания постоянной связи, достаточной для проведения групповых занятий. В связи с заменой «живого общения» на виртуальное, пришлось дополнительно «осваивать» новые платформы – такие, как Zoom и WebEx. Мне кажется, что и преподаватели, и студенты довольно быстро сориентировались в системах и занятия проходят почти так же, как и «вживую».
Конечно, есть разница. Например, вряд ли дома у преподавателей есть такие большие доски, как в университетских аудиториях (а небольшие, которыми университет преподавателей обеспечил, не для всякой темы годятся). В микроэкономике, которую я (в том числе) преподаю, достаточно большое количество сложных графиков. В аудитории на доске чертишь линию за линией и студентам легче воспринимать суть изображаемого. Теперь же их приходится чертить заранее и шаг за шагом объяснять во время лекции. Это сложнее воспринимается и создаёт дополнительную нагрузку для преподавателей. (Кстати, относительно нагрузки для преподавателей – если Вы посмотрите чаты преподавателей самых разных учебных заведений разных стран, то Вы увидите, что абсолютно все свидетельствуют о возросшей нагрузке на преподавателей – так же, как и на студентов.) Но самое большое беспокойство вызывает, конечно же, обеспечение непрерывной интернет-связи: иногда студенты объективно жалуются на плохую связь или на её отсутствие; иногда студентов «выбивает» из занятия, а иногда – некоторые из них – используют такую возможность как причину неучастия (крайне редко, но и такие студенты попадаются).
В целом, как мне кажется, стиль занятий не очень изменился. А на некоторых курсах он вообще не изменился. Сохранилось интерактивное общение со студентами и между студентами, сохранилась практика работы студентов в их маленьких командах, которые они сами себе «подобрали» для работы на семинарах, сохранился и дух соревновательности, и дух взаимоподдержки – чувствуется, что студенты скучают по живому общению друг с другом. Отношение к учёбе не изменилось: те студенты, которые усердно и постоянно работали в аудиториях, точно также работают и сейчас. Некоторые студенты признались, что дома у них условия хуже для работы, чем в университете; некоторые иностранные студенты обеспокоены тем, что в каких-либо непредвиденных случаях не смогут быстро воссоединиться со своими семьями (особенно студены из Афганистана, которые говорят о неблагоприятных условиях в их стране). Те же студенты, которые «не напрягались» до карантина, увиливали (у нас такие студенты тоже иногда попадаются – ничто человеческое им не чуждо!) – рады новым дополнительным «возможностям» использовать несовершенства связи.
Постоянно отслеживаю настроение студентов: тем из них, у кого дома благоприятные условия (и для жизни в целом, и для работы) – нравится быть дома. Наши студенты сами формируют своё расписание, выбирая курсы и преподавателей курсов, поэтому естественно, между парами бывают «окна» - то есть, после определённой пары следующей или даже двух следующих пар может не быть. Это время студент все равно, как правило, проводит в университете. А сейчас он дома! Если он любит домашнюю еду, он счастлив, что он дома и не приходится кушать в столовой или кафе. Для других же – всё наоборот… Особенно для тех, кто живёт не дома.
Думая о положительных аспектах данной ситуации (мы, экономисты, всегда анализируем: «С одной стороны, с другой стороны…»), я думаю, что самое положительное в данной ситуации то, что уже есть технические возможности, позволяющие приблизить «живое» образование к виртуальному. Намеренно не употребляю термин «заменить», и хотя это не является полноценной заменой, всё-таки они позволяют не останавливать процесс – это очень важно. Конечно, есть над чем работать: процесс выявляет «слабые места», технологии на ходу дорабатываются под запросы, и несомненно, будут совершенствоваться. И они будут востребованы!
Я думаю, что основной вывод из всей этой ситуации в следующем: не стоит ни идеализировать, ни недооценивать ни одну из возможных форм образования, каждая из них может найти своего адресата и применение в соответствующих условиях.