17 апреля 2020
Этой весной учебный год заканчивается в непростой для вузов ситуации: всем срочно пришлось адаптировать учебные планы и рабочие программы дисциплин (силлабусы) под онлайн/дистанционный вид обучения и осваивать новые методы и технологии. О том, как проходил переход на онлайн обучение мы попросили рассказать вице-президента АУЦА по академическим вопросам Нургуль Укуеву.
- Насколько АУЦА был готов для перехода на дистанционное обучение?
В АУЦА в 2010 году была разработана и внедрена платформа для электронного составления расписания и онлайн регистрации студентов на дисциплины последующего семестра. Начиная с 2011 года, платформа активно используется студентами, преподавателями и сотрудниками университета. Здесь составляется электронное расписание, ведутся электронные ведомости, оценки выставляются в онлайн режиме, и отображаются в транскриптах студентов.
В АУЦА также уже давно используется система управления учебным процессом eCourse (Moodle). На ней размещается учебно-методический комплекс дисциплин, включая силлабусы курсов, электронные учебники, тексты и слайды лекций. Через eCourse даются задания, можно проводить тесты. Система eCourse поддерживается специально созданным в 2014 году Центром преподавания, обучения и технологий (ЦПОТ), основной целью которого как раз является содействие внедрению передовых, новых и творческих педагогических технологий XXI века.
У студентов и профессоров имеется круглосуточный удаленный доступ к системам Online Registration и eCourse. Преподаватели и студенты по желанию могут также пользоваться другими системами управления учебным процессом, такими как Google Classroom, например.
Таким образом, у нас была уже база для традиционного дистанционного обучения.
- Какие еще платформы используются для онлайн обучения в АУЦА?
С начала пандемии и с переходом образовательных учреждений Кыргызстана на дистанционное обучение, мы работали над тем, чтобы по мере возможности следовать нашей философии обучения, поддержать подход интерактивного обучения, семинарских занятий, дискуссий с оказанием индивидуального внимания каждому студенту.
Для этой цели мы внедрили в использование две платформы для видео уроков и конференций: WebEx (https://www.webex.com/) и Zoom (https://zoom.us/). Сейчас все занятия проводятся онлайн в режиме реального времени по установленному учебным отделом в начале семестра расписанию на этих двух платформах WebEx или Zoom. На онлайн занятиях также стараемся использовать активные методы обучения, создавать положительный микроклимат в группах и поддерживать атмосферу вовлечения студентов и свободного общения.
- Над какими вопросами онлайн обучения АУЦА сейчас работает, какие существуют проблемы?
Конечно, такое обучение в онлайн режиме для наших преподавателей и студентов процесс новый. Хотя следует сказать, что онлайн обучение и видео уроки использовались на наших совместных курсах, предлагаемых одновременно в нескольких университетах-партнерах в рамках сети OSUN (Сеть университетов Открытого Общества). Также видео уроки использовались в программе Магистратуры по педагогике.
Но в целом, нам недоставало практики и каждодневного широкомасштабного использования онлайн обучения. Нам всем необходимо совершенствовать этот процесс. Времени на подготовку практически не было в силу форс-мажорных обстоятельства в связи с карантином. Мы провели и продолжаем проводить тренинги для студентов и для преподавателей как по техническим вопросам, например, как пользоваться платформами Zoom или Webex, так и по вопросам искусства преподавания онлайн. Мы обмениваемся опытом с другими зарубежными ВУЗами, в частности в рамках OSUN (Сеть университетов Открытого Общества), которые также вынуждены были перейти на онлайн режим и решают похожие задачи.
Один из вопросов, который сейчас решается Академическим сенатом и департаментами АУЦА (и очень интересует наших студентов), - это вопрос финальных экзаменов, как проводить экзамены в режиме онлайн с обеспечением прозрачности и академической честности. Традиционно в АУЦА отдавалось предпочтение письменным экзаменам, сейчас для онлайн оценивания по некоторым предметам мы рассматриваем возможность устных экзаменов, а при письменном экзамене использование так называемых «open book» экзаменов (т. е. экзаменов «с открытой книжкой»), т.е. экзамены, на которых разрешается пользоваться литературой, справочным материалами, интернетом и другими источниками. Но при этом такие экзамены сложнее составить, потому что должны предлагаться вопросы, требующие глубокого анализа, аргументации, решения ситуационных задач, например.
В целом, вынужденный переход на онлайн обучение позволил пересмотреть подход университета в этом направлении и запланировать комплекс мероприятий для оптимизации и активного применения технологий для онлайн и дистанционного обучения.