13 февраля 2020
#шамшиев#чынгыз.шамшиев#shamshiev#AUCA
Дорогие друзья! Дорогие будущие студенты!
Я очень рад всех вас приветствовать на этой важной для нас церемонии, церемонии открытых дверей нашего университета.
Вот этот кампус, это здание, оно самое инновационное в Центральной Азии. Это не преувеличение. Это самое лучшее, самое продуманное здание для образования в Центральной Азии. И оно открыто для вас всех. Это общий дом для всей молодежи Кыргызстана и Центральной Азии. Добро пожаловать в АУЦА!
В прошлом учебном году нас посетило 100 000 гостей. В этом году мы ожидаем около 120 000. В кампусе проходят разные конференции, круглые столы, выставки, ярмарки. Это здание открытых дверей. Обратите внимание: здесь нет заборов, нет турникетов, мы ни от кого не отгораживаемся. Любой может прийти, проводить здесь время, общаться, получать знания. Это философия университета, его ценности: быть открытыми и давать знания как можно большему количеству людей. И то, что вы находитесь здесь сейчас, – это лучшее доказательство вашего понимания того, что наш университет – самое лучшее место для образования, и для воспитания в том числе.
Бывают плохие университеты и хорошие. Плохой университет – это университет, который существует сам для себя. Он закрывается, загораживается. Он существует для того, чтобы какие-то люди зарплату получали, чтобы какие-то люди просто «корочку» получили, чтобы они могли в своем резюме написать: «Я закончил вот такой университет».
Хороший университет – это тот университет, который ставит перед собой одну важную цель – сделать студента счастливым. Не важно, будет ли он работать по специальности или не будет. Не важно, какая у него будет зарплата. Но если человек получает удовольствие от своей жизни после окончания университета, если он способен построить свою жизнь таким образом, чтобы она доставляла ему радость, значит, этот университет существует не зря. Цель нашего университета, Американского университета в Центральной Азии, – это сделать вас, дорогие абитуриенты, ваших детей, дорогие родители, счастливыми людьми. Для этого я здесь стою, для этого работают все преподаватели, все сотрудники.
Задайте себе вопрос: «Может ли быть человек счастливым, если общество вокруг несчастливо? Отдельно взятый человек или отдельная группа людей могут быть процветающими, преуспевающими, при том что все вокруг в нищете, все вокруг в унынии?» Конечно, нет. Поэтому любой хороший университет, любой серьезный университет ставит перед собой задачу сделать общество лучше в целом. Не отдельных, конкретных людей, а общество в целом. Этим и отличается хороший университет от плохого, прошу вас это запомнить.
И для Американского университета в Центральной Азии счастливым, хорошим, идеальным обществом является то общество, где общественные проблемы, стоящие перед людьми, перед государством, решаются на основе разума, разумных решений, логических решений, научных решений. А не на основе эмоций, невежества, каких-то заблуждений, предубеждений, суеверий и т. д.
Это очень серьезный проект. Наверное, нет ни одного общества на земле, где все эти проблемы решались бы исключительно на основе разума. Этого божественного дара, что бог дал человеку – разум. Нет ни одного общества на земле, где проблемы решались только через науку. Но надо к этому стремиться. И хорошие университеты на земле существуют именно для этого, чтобы сделать землю человеческую более разумной.
Мы в АУЦА прекрасно понимаем, что путь к более счастливом, разумному обществу пролегает через обучение студентов навыкам решения проблем. Именно приобретение навыков решения проблем лежат в основе академической модели АУЦА. Не важно, какое направление вы выберете, какой факультет, какие предметы, вас везде будут учить решать проблему наиболее оптимальным образом. А это предполагает, что вы должны обладать навыками рационального, логического, научного мышления. Вас будут учить мыслить критически. То есть понимать, что на любой вопрос, даже простой вопрос, может быть много ответов. Вас будут учить здесь развивать воображение и фантазию, чтобы вы могли решать проблемы не стандартно. Также мы учим студентов быть толерантными, уважать точку зрения других людей, невзирая на национальность, пол, возраст, религиозные, какие-то иные убеждения. Уважать точку зрения другого человека и уметь убеждать на основании аргументов.
И вот это всё, весь сложный учебный процесс, где придется много стараться, много работать, соблюдать дисциплину, мы стараемся давать не через насилие, не через принуждение, а через любопытство. Потому что любопытство – это основа процесса познания. Когда человеку интересно, когда он горит чем-то, он не будет замечать даже как он учится.
Часто родители приходят к нам и говорят: «Наверное, у вас легко учиться. Потому что раньше мой ребенок мучился, страдал, допоздна делал уроки, переживал, никак не мог закончить. А когда он стал учиться у вас, то он очень быстро стал выполнять задания, за 2-3 часа все уроки делает». Я отвечаю в таких случаях, что дело не в объемах, не в сложности задания… На самом деле у нас очень сложные задания… А дело в желании учиться. В основе нашей академической модели находится условие необходимости развития у студента желание учиться, здоровое чувство любознательности, стремление познать этот мир. В соответствии с этим работают наши преподаватели, в соответствии с этим обустроены наши аудитории. Вы походите, посмотрите: все наши парты – на колесиках. Вы можете их перемещать из одной стороны в другую, разные формы они могут приобретать. На одном занятии можно несколько раз поменять расположение парт. Для чего это делается? Чтобы у студента была свобода, чтобы он мог в разных ситуациях побывать в течение одного занятия. Чтобы с ним по-разному мог работать преподаватель.
Что еще отличает АУЦА от многих-многих учебных заведений на земле? АУЦА это поистине университета XXI века. Не XX века, он давно прошел. Многие из нас родились в XX веке, и у многих из нас понимание хорошего университета – это университет для XX века. Но времена меняются. Последние 15 лет времена меняются особенно быстро. Американский университет в Центральной Азии стремится быть современным университетом. А что это предполагает? Это соответствовать вызовам сегодняшнего дня. Основные вызовы сегодняшнего дня следующие.
Во-первых, это стремительное нашествие искусственного интеллекта: вычислительных систем, компьютерных программ, то, что называется - упрощено роботами. Все эти компьютерные системы сейчас могут выполнять гораздо лучше многие виды работ, которые выполняются людьми. По прогнозам Организации Объединенных Наций, Всемирного банка и других всемирно известных исследовательских, консалтинговых компаний, в ближайшие 10-15 лет до 60% профессий и отраслей если не исчезнут совсем, то будут до неузнаваемости изменены из-за внедрения новых компьютерных технологий. Многие профессии, особенно где требуется рутинный труд, постоянно повторяющиеся операции, действия – все эти профессии исчезнут в ближайшие 10-15 лет. И перед любым нормальным, серьезным университетом стоит вопрос – чему учить детей, если через десять лет они придут на рынок труда и им скажут, что они не нужны? Или они устроятся на работу, а через год-два услышат, что должность сокращается, они больше не нужны и надо идти обучаться чему-то другому. Это очень серьезный вызов. И мы в АУЦА считаем, что лучший ответ на эту проблему – это развивать творческое мышление. Воображение, которое может иметь человеческие интеллект, компьютер еще долго не приобретет. Пройдет очень много десятилетий, прежде чем компьютер будет способен быть таким же творческим, как и человек. Поэтому развитие творческих навыков находится в основе нашей академической модели.
Второй огромный, колоссальный вызов – это то, что технологии, технологические изменения приходят с огромной скоростью. Буквально за год-два старые технологии устаревают, приходят новые. Человек не успевает привыкнуть к новым технологиям, как приходят еще более новые. Это вгоняет миллионы людей на земле в стресс, это приводит к безработице. Какой ответ на это может быть? Все серьезные университеты мира, в том числе наш университет, понимают, что надо учить людей гибкости, способности адаптации к быстроменяющимся условиям, и учить способности самообучаться на протяжении всей жизни. Здесь вы проучитесь четыре года, может быть еще два в магистратуре. Мы не сможем научить вас всему. Это невозможно. Объемы информации в мире такие большие, мы вас всему никогда не научим. Но мы научим вас здесь обучаться. И не важно, в какую сферу вы потом попадете в своей жизни, где вы будете работать, не важно, какие изменения будут происходить на вашем предприятии, вы будете способны самообучаться, постигать новое, переквалифицироваться. И это будет вас отличать от всех остальных.
Также очень серьезный вызов во всем мире – это гаджеты. Они снижают познавательные способности людей. Социальные сети, видео, сменяющиеся картинки снижают способность к концентрации. Тысячи научных работ доказали уже это. Это серьезный риск для человечества. Это может привести к отупению огромной части населения планеты. С одной стороны технологии усложняются, с другой стороны – часть людей будет тупеть. Наш университет, как и многие серьезные университеты на земле, эту проблему решает таким образом, что мы учим работать с текстами, с большими текстами, чтобы развивать навык концентрации, фокуса. Уметь ставить проблему, находить ее решение и аргументировать это.
Так же серьезный вызов перед всем человечеством, перед всеми вузами – это огромные объемы информации. За последние 100 лет объемы информации на одного человека выросли в миллиарды раз. Если 200 лет назад процесс познания, исследования усложняло то, что был недостаток информации, то сейчас познание науки убивает избыток информации. Люди теряются в этом большом объеме информации. Уже непонятно, что правда, что ложь, как перепроверить. Каждый человек считает себя экспертом во всех областях. Даже книги сейчас публикуются с заголовками: "Интернет убивает экспертизу". Понятие "эксперт" теряет смысл. Каждый любой человек что-то в Google или в Facebook прочитает, и он становится экспертом во всех областях. Избыток информации убивает информацию. Вот что происходит в настоящее время. Мы в АУЦА учим работать с большими объемами сложной информации, разбираться, где она качественная, где она не качественная, как находить истину. Это очень важный навык. И в ближайшем столетии, в этом столетии это будет одним из важных навыков. Мы вас этому научим.
Также я хочу обратить ваше внимание на то, что сегодня на планете примерно 18-20 человек с конкретными именами, фамилиями богаче, чем 50% населения планеты. Примерно 20 человек богаче, чем 3,5 миллиарда людей на земле. Можно ли такую ситуацию назвать нормальной? Нет! Такого социального расслоения, неравенства в имуществе не было даже в XIX веке. Ужасная ситуация. Чтобы с этим бороться, надо чтобы у критической массы населения на планете было чувство социальной справедливости и чувство гражданской ответственности. Чтобы они были нацелены на то, чтобы решать социальные проблемы. Не только свои личные, но и проблемы того общества, в котором они живут. Чтобы они боролись за справедливость везде, там, где они живут и работают. Одним из главных навыков, который мы в АУЦА даем – мы развиваем чувство гражданской ответственности. И у нас есть специальные центры гражданской ответственности, где мы вовлекаем студентов в проекты местных сообществ.
И последний вызов, который АУЦА считает очень важным, это изменение климата и деградация окружающей среды. Все мы прекрасно видим, что происходит вокруг. Недавно в Австралии сгорели миллиарды животных. Пожар был виден даже со спутников. Сейчас в Бишкеке качество воздуха одно из худших в мире. Как мы пришли к этому буквально за 30 лет? Когда-то у нас город считался райским уголком, даже анекдоты рассказывали про дачу, которую Бог кыргызу подарил. А сейчас это, оказывается, самый плохой воздух на планете. Коронавирус. Прежде всего это экологическая проблема. Рост населения планеты, увеличение плотности проживания, больше контактов с животными – все это приводит к мутациям. Неспроста появление вирусов последних десятилетий, как и СПИД в свое время, отмечается в странах с большим количеством населения и с высокой плотностью проживания. Это всё экологические проблемы. И нам с этим жить. Это всё рядом с нами, это может каждого из нас в любой момент затронуть. И в темах, которые преподаватели АУЦА рассматривают со студентами, красной нитью проходит обеспокоенность деградацией окружающей среды.
Этика современного человека, ценности современного человека XXI века – это забота об окружающей среды. И студенты АУЦА за годы обучения здесь эти ценности в полном объеме приобретают.
Дорогие друзья! Я коротко рассказал, чем наш университет отличается от многих-многих других вузов. Я надеюсь, что вы пообщаетесь с преподавателями и студентами. Вы уже многое прочитали, узнали о нас. Поверьте мне: поступив в АУЦА, вы сделаете один из самых лучших выборов своей жизни. Вы получите возможность самим построить свою жизнь, самим принимать решения в своей жизни и быть счастливыми!
Большое спасибо! Успехов!