27 июня 2019
28 мая 2019 года в Американском университете в Центральной Азии (АУЦА) состоялась презентация Всемирного доклада ЮНЕСКО по мониторингу образования 2019 года. Тема доклада нынешнего года – «Миграция, перемещенные лица и образование». И доклад, и мероприятие проходили под слоганом «Наводить мосты, а не возводить препятствия».
Мероприятие прошло при поддержке команды Всемирного доклада по мониторингу образования ЮНЕСКО в Париже. Организаторами мероприятия выступили Институт образования, Институт изучения Центральной Азии и Тянь-Шанский аналитический центр АУЦА.
Катаржина КУБАЦКА, научный сотрудник ЮНЕСКО, которая представляла доклад в Бишкеке, подчеркнула:
«Беженцы, вынужденные переселенцы и мигранты находятся на повестке дня. Они являются на сегодня очень уязвимыми группами населения в мире. Для них фактором уязвимости становится образование – вернее, отсутствие доступа (или недостаточный доступ) к качественному школьному и высшему образованию. Важно включать все эти группы в национальную систему образования той страны, где они проживают. При этом это не должны быть чисто мигрантские школы. Не нужно отделять детей мигрантов и беженцев от других учащихся, как делают во многих странах Европы. Всех детей необходимо учить вместе. В этом заключается многообразие и инклюзивность в образовании».
Можете посмотреть наше видеоинтервью с Катаржиной Кубацка о связи миграции и образования.
В качестве положительного примера гостья привела Турцию, которая обязалась к 2020 году включить в национальную систему образования всех мигрантов, включая сирийских беженцев. При этом, согласно докладу ЮНЕСКО, финансирование для мигрантов не занимает более 1% от ВВП принимающей страны, иными словами, не столь финансово затратно для принимающего государства.
В других странах ситуация печальнее: так, в Китае остается без присмотра родителей каждый 3-й ребенок, проживающий в сельской местности. В России за последние 10 лет идет тенденция сокращения количества школ.
О том, как образование влияет на миграцию и миграция – на образование в Кыргызстане вы узнаете из видеоинтервью со статс-секретарем Госслужбы миграции КР Нурланом Шериповым.
При этом, согласно докладу ЮНЕСКО – 2019, миграция и переводимые мигрантами средства в целом положительно влияют на качество образования тех, кто остался, – а это преимущественно дети мигрантов (мигранты, выезжая, часто не берут с собой детей).
По результатам серии исследований, проведенных в 18 странах к югу от Сахары и в Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, международные денежные переводы мигрантов привели к увеличению расходов домохозяйств на образование в среднем на 35%.
С другой стороны, не во всех странах рост бюджета семей мигрантов за счет денежных переводов выразился в увеличении расходов на образование детей – расходы на образование конкурируют с другими статьями расходов. Отсутствие родительского внимания также может препятствовать обучению. К тому же детям порой приходится выполнять работу уехавших родителей и пр. Так, например, в Иордании переводимые мигрантами средства оказали положительное воздействие на рост школьной посещаемости только среди мальчиков.
Авторы доклада предостерегают также о возможности формирования «миграционной культуры», когда сравнительно большие суммы, получаемые за неквалифицированный или малоквалифицированный труд, могут лишать стимула к продолжению образования.
Также авторы доклада ЮНЕСКО отметили, что мигранты не всегда грамотно пользуются финансовыми инструментами – например, пользуются более дорогими системами денежных переводов. Сегодня операционные затраты мигрантов на перевод денег домой в среднем составляют 7,1%. Если бы удалось снизить их до 3%, это высвободило бы дополнительный миллиард долларов ежегодно! И эту сумму можно было бы тратить на образование.
О пользе докладов ЮНЕСКО и их практической ценности – наше видеоинтервью с одним из участников мероприятия Валентином Дейчманом.