10 октября 2018
Если в странах СНГ человек, копающийся в мусорном баке, однозначно ассоциируется с безденежьем, то на Западе поиски на помойке сегодня становятся трендом среди вполне обеспеченных людей. У этого движения много имен: дампстер дайвинг, фриганизм, биннинг, скип дайвинг.
Выпускник Американского университета в Центральной Азии Руслан Леонтьев познакомился с последователями дампстер дайвинга (и сам превратился в такого дайвера) в Норвегии, прожив месяц в студенческом общежитии самого северного вуза мира - норвежского Университета Тромсё. В Тромсё Руслан попал по программе обмена, будучи еще студентом магистратуры АУЦА по направлению "Антропология".
Руслан (на переднем плане) с другими студентами Университета Тромсё
О том, почему богатые жители западных стран ходят на помойку, а не в магазин, почему они тем самым нарушают закон, и как это все связано с коммунизмом, Руслан рассказал в интервью сайту Kaktus.media.
- Давайте подробнее, что такое дампстер дайвинг?
- Это такое социальное движение, название которого в дословном переводе звучит «ныряние в мусорный контейнер». Люди собираются, идут к супермаркету, вытаскивают из мусорных баков выброшенные магазином продукты и питаются ими. Скажу сразу: продукты, которые достают из мусорки, хорошие, с нормальным сроком годности.
Дампстер дайвинг – это, во-первых, решение финансовой проблемы. В Норвегии все очень дорого, в том числе и продукты, и многие студенты таким образом экономят. Но есть и другая сторона, из-за чего этим занимаются даже богатые люди. Это – идеологические причины. Идея движения заключается в том, чтобы не растрачивать лишний раз природные ресурсы и в том, что еда в мире должна распределяться поровну. Ведь существует большая разница между странами, которые недоедают, голодают, и странами, которые переедают, выбрасывают еду.
Ну и еще одна идеологическая причина, почему люди этим занимаются, это пацифизм. Многие войны в мире ведутся из-за ресурсов. Быть потребителем означает быть отчасти причиной этих войн. А дампстер дайвинг - это как раз философия антипотребительства.
- А как дампстер дайвинг помогает бороться неравномерным распределением? Условно: от того, что в Норвегии вытащили еду из мусорки, дети в Африке не стали голодать меньше…
- Каждый раз, когда ты производишь еду, затрачиваются ресурсы, эксплуатируется природа. Еды производится столько, сколько запрашивается. Если ты сегодня сытый, твой желудок не запрашивает фермера эксплуатировать сегодня землю, это уже шаг – пусть и маленький – к решению проблемы. Чем меньше ты покупаешь, чем меньше запрашиваешь, тем меньше затрачивается ресурсов. Это такие маленькие инициативы, которые, конечно, ничего не решают по большому счету. Но, во-первых, речь идет о внутренней целостности, о соответствии между тем, что человек говорит и тем, что делает. А во-вторых, дампстер дайверы оставляют сообщение магазинам, о том, что они не должны выкидывать хорошую еду. Что лучше оставить их на полках, назначив символическую стоимость в 1 крону (это 12 сомов), например, чтобы бедные люди или студенты могли их купить.
- Если продукты и впрямь хорошие, почему их выкидывают?
- Там много рекламы, которая продает идеал, а потому магазинам нужны идеальная картошка, идеальная клубника, идеальные яблоки. Я разговаривал с фермерами, которые рассказали, что выращивают, к примеру, генетически модифицированные огурцы, которые должны быть определенного размера, чтобы поместиться в коробочку. Если они в коробочку не помещаются, магазины эти огурцы не покупают. Или другой пример: если вы пойдете на Ошский базар и увидите там какую-то корявую картошку, для вас это будет еда, как и для меня. Но в Норвегии фермеры ее сбыть не смогут.
Когда я с ребятами пошел заниматься дампстер дайвингом, помню, нашли жестяную банку с томатом, срок годности которого был до 2020 года. Ее выкинули из-за того, что банка была чуть помятой. Нашли кофе с проколотой упаковкой. А однажды ребята принесли большую плазму с мусорки. Они была новая и полностью рабочая, я не знаю, что с этой плазмой было не то, из-за чего ее выкинули.
- Я знаю, что на мусорку вы отправились ночью. Почему?
- Потому что это незаконно. Все что находится в мусорке на заднем дворе супермаркета на самом деле все еще этому супермаркету и принадлежит. Если ты что-то забираешь из бака, это считается воровством. А кроме того, если вдруг ты что-то возьмешь из мусорного бака и отравишься, ответственность за это ляжет на магазин.
Я в некоторые магазины заходил, спрашивал, бывают ли у них на заднем дворе дампстер дайверы, знают ли вообще они о таком движении. Все отвечали, что знают, но у них все баки закрыты на замок, а потому к ним никто не наведывается. В том числе так отвечали и в том магазине, из мусорки которого мы ночью доставали продукты. Спрашивал и про еду, которую они выкидывают, нормальная ли она? Мне отвечали, что еда абсолютно ненормальная, вся просроченная и так далее.
Честно говоря, мне кажется, супермаркеты часто закрывают глаза на дампстер дайвинг, потому некоторые мусорки остаются открытыми. Хотя, может, они просто забывают их закрывать.
Но «ныряльщики в мусор» это целая сеть людей, они делятся друг с другом информацией, где какие мусорки открыты, где можно достать еду, а куда ходить не стоит. Взламывать замки они ни в коем случае не будут. Вообще у этих ребят есть свой код поведения, очень вписывающийся в их идеологию равномерного распределения и бережного отношения к ресурсам: они никогда не возьмут лишние продукты, обязательно оставят что-то другим дайверам и обязательно уберут за собой.
- Вообще, как так получилось, что вы стали дайвером?
- В том блоке общежития, где мы жили, нас было восемь студентов с разных факультетов и из разных стран (Иран, Нидепланды, Латвия, Чехия, Турция). У каждого была отдельная комната, а встречались мы все на общей кухне, где разговаривали, делились едой, спорили друг с другом. И вот однажды во время дебатов о том, что же лучше, капитализм или коммунизм, на кухню зашел наш друг, студент из Нидерландов, который предложил попробовать дампстер дайвинг.
Признаюсь, предложение оказалось очень кстати. Мне дали очень хорошую стипендию в 1 000 евро, но в Норвегии все настолько дорого, что эти деньги очень быстро закончились.
А еще одна причина, почему я стал дайвером – я хотел все это изучить. Дело в том, что у антропологов свои методы исследования. Социологи раздают опросники, психологи проводят эксперименты, а антропологи изучают сообщества, вживаясь в них. Антропология это что-то между приключением и наукой.
- Не было страшно? Все-таки незаконным делом занимались...
- Честно говоря страшно не было, было интересно. Хоть тот студент, который нас позвал на дайвинг, и говорил постоянно, что это нелегально, но... это же не первый день делается. С другой стороны мы шутили о норвежских тюрьмах (они там очень хорошие), и о том, что попасть туда и провести время, как в летнем лагере, наверное было бы интересной альтернативой.
- Вы упомянули студенческие споры на тему коммунизма. Это для меня настоящее откровение, что западная молодежь интересуется такими вопросами!
- Среди нас были очень левые ребята из капиталистических стран, они даже повесили кубинский флаг с портретом Эрнесто Че Гевары на кухне.
Знаете, есть такой современный социолог Бруно Латур. В одной из своих книг он начинает главу с того, что после развала Советского Союза лидеры капиталистических стран собрались за круглым столом, чтобы отпраздновать победу, окончание Холодной войны. И в этот момент к ним приходит новость о том, что где-то там, в Северном Ледовитом океане откололся большой кусок льдины, до этого на протяжении тысячелетий стоявший незыблемо. Эта сцена знаменует появление новой всемирной проблемы – глобального потепления.
Да, для нас тема коммунизм-капитализм давно закрыта, мы уже все обсудили, но там, на Западе, она до сих живет и дышит, особенно среди студентов. Эти дебаты сейчас получают новую силу, именно потому что считается, что глобальное потепление – продукт капитализма. В современном капитализме эксплуатация одного человека другим заменилась на эксплуатацию человеком природы. Мы свою идентичность строим сегодня через излишества в ущерб природе. Мы не хотим простенький телефон, нам нужен iPhone, для производства которого нужно затратить больше природных ресурсов. А это значит, что каждый раз, когда мы запрашиваем новый iPhone, где-то там, в другой части мира, экскаватор копает больше, добывает не только кремний, нужный для обычного телефона, но и алюминий, из которого сделан корпус «яблока», наносит больше невосстановимых разрушений природе.
- Вы сняли документальный фильм о дампстер дайвинге. Что вы хотели сказать этим фильмом - показать само явление?
- Я рассказываю о нескольких вещах. О том, как выжить норвежскому студенту в условиях безденежья, о самом движении, о проблемах экологии при капитализме, о том, как ребята стремятся сопоставить свои действия с идеологическими ценностями и о том, как в условиях капитализма возникает коммунистическое сообщество на отдельно взятой студенческой кухне.
Многие ученые говорят о том, что еще один побочный продукт капитализма – это изолирование людей. Если раньше, в Советском Союзе сосед мог зайти к соседу, попросить отвертку и остаться в итоге у него на целый день, поболтать, посмотреть телевизор, то сейчас такого нет, люди более изолированы. Через мой фильм мы видим, как люди объединяются – вот на этой общей идеологии дампстер дайвинга сторонники капитализма и сторонники коммунизма создают единое сообщество, они дружат. И эта кухня с кубинским флагом и портретом Че Гевары и есть пример того, что сообщество существует там, где люди верят в равноправное распределение ресурсов.
Да, мы не можем перенести это на всю страну, мы не можем вернуться к коммунизму – я бы этого не хотел – но на маленьких пространствах это так и работает. На масштабах кухни, если он не выходит дальше, я выступаю за коммунизм. Особенно если речь идет о студентах. На кухне собираться, делиться, готовить вместе суп - все это и есть студенчество, это классно! Студенчество капиталистическое, когда каждый покупает себе отдельно, хранит отдельно, а потом отдельно готовит и не делится – это не студенчество.
Почему эта тема популярна среди молодежи? Да потому что она помогает им построить равноправное сообщество, в котором они взаимодействуют. Когда у них будут семьи, они, наверное, обо всем этом забудут, у них появится больше идей индивидуализма, они будут хотеть как-то отличиться. Но пока они молоды, это есть, и это здорово!
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Презентация документального фильма на английском языке Guevara and Dumpster Diving: small initiatives to save the world and save some money («Че Гевара и дампстер дайвинг: маленькие шаги, чтобы сохранить мир и немного денег»)состоялась в АУЦА в минувшую пятницу, 5 октября. Публиковать это видео в Сети нельзя – публичная огласка может повредить некоторым его героям. Однако студенты АУЦА смогут ознакомиться с фильмом – автор передал его на хранение в библиотеку университета.