30 мая 2016
Cет Фиери уже семь лет живет и работает в Кыргызстане. Он – преподаватель магистерской программы «Управление бизнесом» (МВА) АУЦА. Причем один из самых любимых, по признанию учащихся. Сет и выслушает, и на вопросы ответит, и обсудит любые вопросы и темы, и советом поделится, поскольку сам практикующий менеджер-маркетолог-пиарщик-исследователь, имеющий за плечами богатый опыт работы в разных организациях и странах.
Начало карьеры было серьезным – два десятка лет Сет проработал в Hewlett-Packard Company. В 90-е годы руководил формированием, а затем в течение пяти лет входил в состав совета директоров неправительственной организации Smart Valley Inc. в Силиконовой долине. Затем создал собственную консалтинговую компанию по внедрению интернет-технологий. Был волонтером в Корпусе мира. Благодаря работе в организации попал в Кыргызстан и остался здесь.
В АУЦА Сет Фиери работает с 2013 года. Сначала вел курсы по лидерству и деловому общению, затем стал преподавать маркетинг и предпринимательство. Сейчас ведет бакалавриатский курс «Управление бизнесом» и «Предпринимательство» – в магистратуре.
Сет живет то в Бишкеке, то в Тоскане, Италия, говорит на трех языках – английском, итальянском, французском, в свободное время играет в теннис, катается на лыжах и любит фотографировать.
Конечно, мы не могли упустить шанс побеседовать с таким интересным человеком. Наш собеседник с удовольствием рассказал о том, как попал в нашу страну, чему научился у кыргызстанских студентов, об особенностях и трудностях управления бизнеса в КР.
– Ранее я посещал Университет по свободным искусствам, изучал психологию и политологию. И окончив университет, совершенно не имел понятия, чем хочу заниматься в жизни. Я записался волонтером в Корпус мира и поехал в Непал. Будучи в Непале, я понял, что мне очень нравится управление. Поступил на службу к Его Высочеству – в правительство королевства Непал. Программа в Непале была направлена на построение доступа к чистой питьевой воде. Когда спустя два года вернулся в Штаты, я искал способы соединить свои практические административные навыки, которые приобрел в Непале, с деятельностью в международных организациях. В результате этих поисков я поступил на МВА в Стенфордский университет, – начал свой рассказ Сет Фиери.
«МВА открыла передо мной множество дверей»
– МВА оказалась очень подходящей для меня программой. Потому что там получаешь универсальные знания и навыки, которые затем можешь использовать буквально в любой сфере. Говорю это, исходя из своего опыта работы: я работал в бизнесе, в правительстве, в неправительственных организациях и затем здесь, в университете. МВА – потрясающая, идеальная программа для меня. Она дала мне знания, как управлять ресурсами и людьми. И открыла для меня множество дверей. МВА дала мне возможность пробовать себя в самых разных сферах. Я наслаждался каждой работой, которую выполнял. И одна моя работа не была похожа на другую. Первые 20 лет своей карьеры я работал в НР (Hewlett-Packard Company). Успел за это время поработать практически во всех сферах в компании: занимался маркетингом, финансами, менеджментом, информационными системами, PR и рекламой, стратегическим планированием, исследованиями. И все это, считаю, благодаря полученной степени МВА – настолько гибко это образование, что оно позволяет использовать полученные знания в любой деятельности.
После работы в НР я 6-7 лет работал в неправительственном секторе – помогал «подружить» местные сообщества, в том числе местные органы власти, с информационными технологиями, научить работать в Интернете, объясняя преимущества работы в виртуальном пространстве, чтобы повысить качество жизни людей. Это школы, библиотеки, госучреждения и учреждения здравоохранения, а также другие социальные объекты. Мы приложили много труда для того, чтобы в Силиконовой долине появились новые компании, шло экономическое развитие. Вот тогда и начался бум – создавалось много компаний и сайтов, в том числе промышленных. Активно развивалось государственно-частное партнерство, использовались интернет- и другие инновационные технологии.
«Я научился у вас оптимизму»
– Как Вы попали в Кыргызстан?
– Затем я решил, что хватит с меня работать в Штатах, хотел попробовать себя на международной арене. В 2009 году подал заявку в Корпус мира, и меня направили в Кыргызстан. Изначально занимал должность административного директора, затем – странового директора организации. На этой позиции мне пришлось управлять большим числом сотрудников Корпуса мира – всеми местными работниками и примерно 120 волонтерами. По окончании работы там мне представилась замечательная возможность работать в АУЦА и преподавать, передавая свои знания следующему поколению. Я очень рад помогать студентам понять, что они хотят в этой жизни делать, определиться с выбором карьеры.
– Вы ведете курс «Управление бизнесом», имеете богатый опыт работы в частных компаниях и госсекторе, поработали в разных странах. Так что имеете возможность сравнить способы ведения бизнеса, например, в США и Кыргызстане. Много ли отличий замечаете?
– Считаю, что очень похоже ведется бизнес за границей и здесь, в Кыргызстане. Бизнес есть бизнес. И не важно, где он создается. Основные функции бизнеса одинаковы во всем мире. Что я заметил, в Кыргызстане развит семейный бизнес. Это жизненно важно и необходимо кыргызстанцам. При этом, считаю, необходимо изучать современные бизнес-практики, это помогало бы эффективно продолжать семейное дело дальше.
– Преподавание – это всегда двусторонний процесс. Не только вы делитесь знаниями со студентами, но и они что-то вам дают в свою очередь. Чему вы научились у кыргызстанских студентов?
– У многих моих студентов есть свой бизнес, на занятиях они делятся друг с другом и со мной опытом, проблемами. Первое, чему я научился у своих студентов, – это тому, как вести семейный бизнес. Здесь я много чего узнал и открыл для себя. Второе – я узнал о проблемах ведения бизнеса в Кыргызстане, о подводных камнях и возможностях. Третья вещь, которой я научился у студентов, – это оптимизм.
«Без доверия экономика не может развиваться»
– И с какими трудностями, по словам ваших студентов, они сталкиваются чаще?
– Самая большая трудность ведения бизнеса в Кыргызстане – это доступ к капиталу. Иногда просто невозможно получить деньги для открытия бизнеса. В Штатах, к примеру, в Силиконовой долине, очень много возможностей получить деньги для стартапа. Люди отчаянно ищут, куда бы инвестировать средства. Вторая трудность – инфраструктура, которая развивается, но еще далека от западной. Сюда же относится недостаток квалифицированного юридического сопровождения и защиты прав бизнеса, в том числе защиты интеллектуальной собственности, соблюдения контрактов и т.д.
Среди трудностей студенты озвучивали также отсутствие национальных агентств (лабораторий) по сертификации товаров, что не позволяет отправлять кыргызстанскую продукцию на экспорт, и отсутствие доверия между деловыми партнерами. В Калифорнии, к примеру, обычная практика, когда несколько бизнесменов объединяются или совместно решают какие-то вопросы. В Кыргызстане невероятно сложно объединить предпринимателей.
Поэтому одна из задач МВА – создать сеть из выпускников программы, бизнесменов, которые бы совместно решали проблемы, добивались решения каких-то вопросов, создавали совместный бизнес. Поднять доверие между бизнесменами. Доверие – незаменимая составляющая, крайне важная для развития экономики всей страны.