1 апреля 2016
Конференция для СМИ в АУЦА: социальные проекты, кибер-безопасность и интернет-мистификации
«А теперь закройте глаза и походите между стульями, постарайтесь найти друг друга, не видя», – сказала медиаэксперт и спикер из Казахстана Ольга Грозная. А потом начала мяукать, чтобы люди постарались ее поймать, идя лишь на голос.
Это был не тренинг по актерскому мастерству или что-нибудь подобное. Так начался мастер-класс, посвященный социальным проектам, которые в последнее время все чаще организуют СМИ и НПО. А закрывали участники глаза для того, чтобы хоть на несколько мгновений стать слабовидящими людьми и ощутить то, что чувствуют каждый день они.
Так проходил в Американском университете в Центральной Азии (АУЦА) 2-й день конференции «Сотрудничество СМИ и гражданского общества как залог противодействия информационным угрозам и продвижения открытости и подотчетности».
Как рассказали выступающие, соседний Казахстан переживает сейчас социальный бум – реализуется огромное количество социальных проектов. Все больше казахстанцев начинают ощущать свою ответственность за то, что происходит у них в стране, в их городе или селе, на их улице… То же постепенно приходит и в Кыргызстан.
– Запуская социальные проекты, мы чаще всего думаем о текстах и фотографиях. А не о том, что должен испытывать человек, который будет взаимодействовать с нами в рамках этого проекта. Нам сложно поставить себя на место человека с ограниченными возможностями здоровья, мигранта и т.д. Мы живем другой жизнью. Как почувствовать себя другим? Поэтому на Западе в последнее время социальные проекты часто проводят в виде игр. Например, перебеги подпольно границу, как мигрант, убегай и прячься от полиции без документов, почувствуй себя голодным, безработным, без крыши над головой… Создаются социальные компьютерные игры. Чем больше вы набираете очков во время игры, тем больше ваша реальная помощь, потому что очки меняются на настоящие деньги, – рассказали медиаэксперты из Казахстана.
И поделились главными составляющими успешного социального проекта – хорошо понимать свою аудиторию, уметь донести до нее основную мысль. А для этого у проекта должны быть сильная идея, хорошо продуманные истории с реальными героями. И эмоции, позитивные и негативные, обмен энергетикой – обязательно!
– Я думаю, вы все запомните, что я мяукала на мастер-классе. И надеюсь, вспомните, для чего я это делала, – заключила Ольга Грозная.
В международной конференции приняли участие редакторы и журналисты различных СМИ, научные сотрудники, преподаватели и деканы нескольких вузов страны, а также представители НПО и международных организаций из Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана.
Помимо местных выступали приглашенные международные эксперты – профессор факультета журналистики и коммуникаций Университета Бухареста, Румыния, Антонио Момок; глава исследовательского и информационного отдела Института прессы Монголии Гунджидмаа Гонгор; независимый журналист и консультант Всемирной службы BBC Онник Джеймс Крикорян и др.
В нескольких аудиториях сразу параллельно изучали социальные проекты, кибер-безопасность, фандрайзинг и инструменты для разоблачения интернет-мистификаций и поддельных новостей.
Конференция ставила перед собой не только теоретико-познавательную, но и практическую цель. В течение двух дней участники конференции разработали собственные социальные проекты и презентовали их во второй день в АУЦА.
Организаторы, прослушав всех, отобрали, на их взгляд, пять лучших: 3 проекта из Кыргызстана и по одному – из Казахстана и Таджикистана, направленные на защиту прав, детские сады, медицинское обслуживание и др. Им Internews предоставит небольшие гранты на реализацию их идей (по 2000 долларов).