4 сентября 2014
Аутизм – это тяжелое нарушение нейробиологического развития, для которого характерны трудности в социальном взаимодействии, вербальном и невербальном общении, стереотипные и повторяющиеся действия. К сожалению, из-за отсутствия достаточного количества детских психиатров, а также недостаточной информированности населения, педиатров, педагогов о данном заболевании, аутизм в Кыргызстане редко диагностируется, а само нарушение окутано множеством мифов.
Согласно мировой статистике, на 100 здоровых детей рождается 1 ребенок с симптомами аутизма разной степени выраженности. В Кыргызстане проблема детей с аутизмом актуальна как никогда. Несмотря на то, что по официальным данным зарегистрировано только 115 детей с этим расстройством, в действительности таких деток намного больше.
Студенты направления психология АУЦА имеют уникальную возможность изучать и применять на практике одну из самых эффективных методик коррекции поведения – АБА-терапию - прикладной анализ поведения (англ. Applied Behavior Analysis). Методики и принципы этого направления используются для модификации поведения детей с особенностями развития, для работы с проблемным поведением обычных детей, но особенную популярность АБА-терапия обрела именно в обучении детей с аутизмом.
В сентябре 2013 года при поддержке Института открытого Общества, направление Психология АУЦА, Общественное объединение «Рука в руке» и Вильям Эдвардс из университета Клемсон разработали совместный проект по развитию программы курса «Аутизм и прикладной анализ поведения». Ольга Ярова, преподаватель направления «Психология» АУЦА в следующем году станет первым первым сертифицированным поведенческим аналитиком в Кыргызстане.
Но самое первое и главное достижение этого проекта - это обучение 25 студентов-психологов основам АБА-терапии. На сегодняшний день 12 из них успешно работают с детьми в центре Behavioral Innovations в Бишкеке. Мы очень гордимся их успехами и желанием помочь детям с аутизмом адаптироваться в обществе.
«Здорово, что у студентов-психологов появилась еще одна возможность применять свои знания на практике и отрабатывать навыки работы с детьми, еще одна возможность понять, правильно ли они выбрали себе профессию в жизни. В центре для детей-аутистов студенты проявляют себя не только в роли стажеров-практикантов, но и как полноценные психологи. Они разрабатывают индивидуальные программы обучения, оценивают навыки детей, работают над развитием речи, понимания, имитации, общения с другими людьми. Радует также и то, что родители также замечают изменения в поведении и настроении детей» - рассказывает о проекте Ольга Ярова, преподаватель кафедры психологии.
В этом году студентам направления психология предлагается новый углубленный курс по АБА-терапии, который будет преподавать поведенческий аналитик из Канады Зухра Камар вместе с Ольгой Яровой. В отличии от первого курса АБА II предлагает более глубокое изучение методов исследования и оценки поведения, анализа и определения функций проблемного поведения, обучение новому поведению и т.д.
Исследования показывают, что 50 % детей, проходивших АБА-терапию по 40 часов в неделю в дошкольном возрасте, в 6 лет идут в обычную школу с обычными детьми и могут быть достаточно успешными в учебе. Кыргызстан пока только делает первые шаги для достижения этой цели. Так, в этом году 1 сентября на базе 34 школы Общественное объединение «Рука в Руке» при поддержке фонда Сорос-Кыргызстан запустило пилотный проект - первый класс для детей с аутизмом. В этот день сбылась мечта родителей и родных 6 детей с аутизмом –дети пошли в школу.
«Мы разрабатываем индивидуальные программы для детей, дети работают вместе с наставниками, которые сопровождают ребенка во время занятий. Перед тем, как организовать класс и подготовить 6 детей, мы работали с ними на протяжении нескольких месяцев, чтобы они свободно могли работать в группах, - рассказывает молодая мама. – Это пилотный класс, однако, тот факт, что он открылся и теперь существует, говорит о большом прогрессе, прогрессе нашей медицины и общества в целом».
Шамиль Ибрагимов, директор Фонда Сорос-Кыргызстан, считает, что проект построен на энтузиазме родителей и преподавателей. «Это не работа простого проектного работника, который получил грант, отчитался и закрыл документы. Тут все основано на реальной работе, труде и помощи детям. Родители вместе со специалистами психологами внесли неоценимый вклад в развитие этих детей и для будущего других детей с этим диагнозом. Главное - это передать саму модель этого класса государству для того, чтобы обучение продолжалось».
Преподаватели направления психология также принимали участие в реализации этого проекта, обучая учителей, тренеров, а также родителей основам прикладного анализа поведения и проводя семинары об особенностях восприятия и обучения детей с аутизмом.
На сегодняшний день кафедра психологии Американского университета в Центральной Азии работает над развитием Магистратуры по психологии, а также созданием Диагностического и исследовательского Центра при кафедре психология АУЦА.
«Мы планируем уже в этом году приобрести и адаптировать инструменты для диагностики аутизма, оценки интеллекта у взрослых и детей, оценки профессиональных предпочтений, личностных особенностей, так как в нашей стране эти методики либо отсутствуют, либо устарели и не являются валидными. Центр также будет предлагать тренинги для родителей и специалистов по АБА-терапии, курсы по основам психологии, работе психолога в кризисных ситуациях, карьерному развитию и организационной психологии. На базе этого центра будут разработаны методические материалы, адаптированные для родителей и местных специалистов» - заключила Ольга Ярова.