поездка в Монголию

поездка в Монголию

3 июля 2014

Антропология – слово о человеке, изыскание человека, исследование человеческих природ и практик его становления. Поездка в Монголию! Студенты АУЦА факультета антропологии и рукводитель группы, преподователь АУЦА, Руслан Рахимов, делятся своими впечатлениями.

 

О нашей поездке в Монголию

 

           Монголия сломала некоторые наши стереотипы о себе, а по некоторым аспектам – впереди нашего Кыргызстана. Имеет площадь более чем в 7 раз больше нашей, но населения проживает на ней в два раза меньше, чем у нас. Монголия после этой поездки стала (для меня, по крайней мере) одной из самых привлекательных стран в азиатском полушарии нашей планеты.

 

            Благодаря Президенту АУЦА господину Эндрю Вахтелю мы смогли выбраться на две недели студенческой полевой практики в г. Улан-Батор (столица Монголии), где у нас налажены хорошие профессиональные связи с кафедрой антропологии Национального университета Монголии.

 

Всего 3,5 часа полета прямыми турецкими авиалиниями – и мы (7 студентов и я) расположились в центре столицы в хостеле, причем за небольшую плату нам предложили «монгольский» завтрак и самое главное – WiFi.

 

            Каждый студент разработал свой план проекта исследования, и уже на следующий день мы «ринулись в бой» – на поиски респондентов, чтобы окунуться в настоящую этнографию на практике, а не в теории.

 

            Я знал, что Монголия была большим союзником СССР, не входя в его состав. Тем не менее Монголию часто считали 16-й советской республикой. Однако во время наших интервью и наблюдений мы сделали вывод, что Монголия все-таки была независимым государством и предпринимала самостоятельные шаги.

 

            Наши исследования можно поделить на несколько больших тем: молодежная культура Монголии, этносы и религиозная ситуация в стране.

 

            Так, например, Наргиз Солтоева, Михаил Лебедев, Арсений Писарев изучали современную историю в Монголии таких молодежных движений, как хип-хоп, рок, а также беседовали со студентами, которые проучились за пределами страны.

 

Исследователей интересовало, как современное молодое поколение формирует свои ценности посредством данных субкультур, и выражает ли данная группа молодежи чаяния и проблемы всей молодежи Монголии и общества в целом? Было очень интересно наблюдать «противостояние» между различными рок- и хип-хоп-поколениями Монголии. Или как рэперы поют о патриотизме, призывая возродить кочевой образ жизни.

 

Студентам удалось встретиться и взять интервью у известных местных рэперов и посетить различные тусовки, рок-клубы. Любопытству музыкантов не было предела: что здесь делают кыргызские студенты Американского университета?

 

Другая группа студентов – Виктория Аксютина и Гульнора Искандарова – изучала русских и казахов Монголии. Виктория обнаружила русскую диаспору в третьем поколении типично азиатской внешности! Как оказалось, в свое время еще при русском царе произошло очень много смешанных браков между китайцами и русскими, тувинцами и бурятами. Несмотря на это, члены диаспоры самоидентифицируют себя как русские. Другой интересный аспект: эта русская община всегда сохраняла паспорта и гражданства, сначала СССР, а потом Российской Федерации.

 

Гульнора работала с казахами Монголии, численность которых составляет несколько сот тысяч. У них не менее непростая, но очень интересная история адаптации и проживания в этой стране. Казахи в основном компактно проживают на западе Монголии со столицей Баян-Ульги. Гульнора ездила каждый день в город Налайх, в нескольких часах езды от Улан-Батора, и даже провела несколько дней в одной семье.

 

 Ее интересовали такие вопросы, как развитие скотоводства, пастбищное управление, а также религиозная практика среди казахов. Казахи, переселившиеся в Монголию в большей степени в конце 19 века с Алтая, плотно вписались в социальную структуру страны. Известно много случаев, когда они даже отказывались от казахстанской программы по возвращению соотечественников на историческую родину, так называемые «оралманы». Некоторые из уехавших в Казахстан спустя время все же не выдерживают и возвращаются обратно в Монголию.

 

Мария Калинченко изучала устную историю социализма в Монголии, отношение к капиталистической, неолиберальной системам. Маше было интересно сравнить, испытала ли Монголия ту же «шоковую терапию» в 90-е годы, что и Кыргызстан? И как социальные связи помогали людям и стране в целом пережить переходный период?

 

Айдай Кадыралиева изучала религиозную ситуацию в молодежной среде. В Монголии доминирует буддизм, но наряду с официальной религией активно практикуется шаманизм. Например, вокруг и даже внутри центрального буддистского монастыря Гандан расположены будки с шаманами и предсказателями. Буддизм очень толерантен к любым религиозным практикам.

 

Нам даже удалось взять интервью у проректора университета при этом же монастыре. По его словам, интерес к буддизму растет среди молодежи Монголии. Все больше молодых стремятся посвятить себя служению Будде, что также говорит о влиянии Далай-Ламы, который несколько раз посещал Монголию. Кроме того, в качестве эксперимента этнографического метода включенного наблюдения Айдай посетила сеанс шамана в юрте, который прошел в лучших традициях камлания.

 

Прошло больше десяти дней с нашего возвращения домой, а мы уже скучаем по Монголии, по нашим новым друзьям и всем тем людям, которые помогли нам узнать и понять лучше монгольскую историю и культуру. Монголия определенно магнетическая страна, сумевшая сохранить самобытность (наверно в большей степени, чем мы). Например, юрты можно увидеть даже в столице. Люди любят и лелеют свою страну, а молодежь активно участвует в настоящих, а не бумажных реформах. У нас чему поучиться у Монголии. По крайней мере, культурные и исторические связи между двумя странами должны укрепляться и подпитывать нас.

 

Осенью этого года программа антропологии организует студенческую конференцию на общую тему «Внутренняя и Центральная Азия: исторические и культурные связи», где мы обязательно выступим с докладами по нашей запоминающейся поездке в Монголию.

 

 

           

<< вернуться к списку новостей

American University of Central Asia
7/6 Aaly Tokombaev Street
Bishkek, Kyrgyz Republic 720060

Тел.: +996 (312) 915000 + Вн.
Факс: +996 (312) 915 028
Контакты АУЦА